Следует ли подавать сигнал поворота при изменении направления главной дороги?
Однозначный ответ на этот вопрос я не нашел ни в Правилах дорожного движении, ни в Комментариях к ним, ни в опубликованной судебной практике.
Между тем актуальность этого вопроса обусловлена с одной стороны как количеством перекрестков, на которых главная дорога изменяет направление, так и завидной постоянством с которой часть водителей при их проезде показывает сигнал поворота, а друга нет.
Рассмотрим ситуацию на примере Т-образного перекрестка ул. Ржевской - ул. Красина в Санкт -Петербурге.
На улице Ржевской и ул. Красина с сентября 2012 года установлено одностороннее движение.
При движении по ул. Ржевской перед перекрестком с ул. Красина установлен знак 2.1"Главная дорога" с табличкой 8.13 "Направление главной дороги", согласно которой направление главной дороги на перекрестке с ул. Ржевской поворачивает влево на ул. Красина.
Проезжая часть обеих улиц имеет продольную разметку разделяющую ее на три полосы движения.
Разметка продолжается по перекрестку, имея соответствующие закругления влево.
Правила дорожного движения содержат несколько норм, которые можно применить при проезде такого перекрестка.
Прежде всего, п.8.1. Правил дорожного движения (ПДД), которым и руководствуются те водители, которые показываю сигнал поворота.
Согласно пункта 8.1. ПДД "Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления."
В соответствии с п.13.10. ПДД "В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам".
Пунктом 8.5. ПДД предписано, что "Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение".
Однако указанные пункты ПДД, как впрочем и все остальные, не содержат норм которые бы прямо указывали, следует ли включать сигнал поворота при движении по главной дороги по ходу изменения ее направления.
Именно поэтому и возникает необходимость проанализировать совокупность норм содержащихся в ПДД с тем, чтобы разобраться в этом вопросе.
Для упрощения задачи вопрос можно изменить и сформулировать его следующим образом: "Следует ли руководствоваться требованиями п.8.1 ПДД при движении по главной дороге на перекрестке, перед которым установлен знак 2.1. и табличкой 8.13 информирующие об изменении направления главной дороги, если продолжать движение по главной дороге и после изменения ее направления?"
С одной стороны водитель, движущийся по главной дороге при изменении ее направления совершает "фактический поворот" (термин предложен мной), поворачивая руль автомобиля в соответствующую сторону.
Однако, разметка проезжей части ул. Ржевской - ул. Красина разрешает совершать этот поворот без соблюдения требований установленных п.8.5 ПДД (занятие крайне левого положения на проезжей части).
Следовательно, движение по ул.Ржевской вслед за поворотом главной дороге влево на ул. Красина, ГИБДД не рассматривает как "юридический поворот" (термин предложен мной).
Таким образом, прихожу к выводу о том, что водитель при движении по главной дороге на перекрестке продолжая следовать по ней по ходу изменения ее направления, с точки зрения ПДД не совершает маневр и поэтому не должен включать сигнал поворота.
По моему мнению аналогичная ситуация возникает в случае, когда единственная загородная дорога петляет по местности. В этом случае вращение рулевого колеса обусловленное изменением направления единственной дороги также не может быть расценено как маневрирование и не требует включение сигнала поворота.
Вышеприведенному выводу нахожу и логическое объяснение - иное толкование ПДД приведет к тому, что три полосы главной дороги при изменении ее направления с ул. Ржевской на ул. Красина в силу п.8.5 ПДД превратятся в одну полосу, что неизбежно приведет к возникновению пробки.
И еще один вывод, вытекающий из предыдущего.
При движении по ул. Ржевской в прямом направлении через перекресток с ул. Ржевской в сторону Капсюльного шоссе совершается "юридической поворот" направо, что влечет необходимость соблюдения водителем требований п.8.5 ПДД (заблаговременное занятие крайней правой полосы) и п.8.1 ПДД включение сигнала правого поворота, хотя фактически водитель продолжит движение в прямом направлении.
Изложенное суждение является моим личным мнением.
Если вас заинтересовала затронутая тема, то свое мнение вы можете изложить на сайте нашей коллегии адвокатов в разделе Форум.
Адвокат Ан И.П. 24.06.2013г.